Забыли пароль?Регистрация
Ахметов В.В. Погребальный обряд бохайцев PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
04.06.2008 16:25

Ахметов Владимир Владимирович

Дипломная работа “Погребальный обряд бохайцев”.

Новосибирск: НГУ, 2008

Научный руководитель – С.В.Алкин, канд. ист. наук.

Со-руководитель – А.Л.Субботина.

Рецензент – А.А.Гилев, соискатель ИАЭТ СО РАН

Аннотация.

Государство Бохай располагалось на территории Северо-Восточного Китая, северной части Корейского полуострова, Приморья. Это первое государственное образование у тунгусо-маньчжуров, и поэтому проблема его возникновения и истории, с развитием бохаеведения вызывают всё больше дискуссий. Для подтверждения своих теоретических построений, которые нередко базируются на данных китайских хроник, исследователи активно используют археологические источники. В частности, в последние десятилетия практически во всех государствах, на территории которых располагался Бохай, особо интенсивно изучаются погребальные памятники (могильники). Анализ вновь полученных материалов обозначил ряд серьёзных проблем, которые активно обсуждаются в литературе.

В историографии бохайского погребального обряда до настоящего времени отсутствует, сколько-нибудь полная и общепринятая реконструкция погребального обряда бохайцев.

При этом считаем важным, обратить внимание на то, что, по нашему мнению, с реконструкцией погребального обряда не следует смешивать имеющиеся в работах многих исследователей Бохая перечисления тех действий, которым подвергалось тело умершего. До сих пор отсутствует целостный взгляд на бохайские могилы, как на единые погребальные комплексы. Вследствие чего при создании уже имеющихся в бохаеведении классификаций, на наш взгляд, механически смешивались разные составляющие погребального комплекса.

 

Таким образом, обозначив определенную проблемную ситуацию, в нашей работе мы поставили следующую цель – выявление основных элементов погребального обряда бохайцев, воссоздание на их базе общей схемы самого погребального обряда, т.е. в конечном счете, проведение его реконструкции.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Обобщить сведения по бохайским могилам, имеющиеся на данный момент в литературе по Бохаю.

2. Очертить круг источников, позволяющий получить максимально полную информацию о бохайском погребальном обряде.

3. Рассмотреть происхождение погребального обряда бохайцев, для выявления имманентных и заимствованных элементов.

4. Выработать целостный взгляд на бохайские могилы, как на единые погребальные комплексы.

5. Проанализировать составляющие бохайского погребального комплекса.

Следует отметить, что в нашем исследовании также в определенной степени учитывались материалы, связанные с изучением погребального обряда Троицких мохэ. Согласно одной из гипотез троицкие мохэ генетически связаны с сумо-мохэ, точнее это и есть сумо-мохэ, которые по ряду причин мигрировали в Приамурье, тогда как другая их часть создала бохайское государство. Поэтому, на наш взгляд, данные по погребальному обряду троицких мохэ должны учитываться при изучении погребальном обряда бохайцев.

Приступая к исследованию заявленной нами темы, мы исходили из следующего понимания сути погребального обряда. Погребальный обряд или ритуал - способ посмертного обращения с умершим индивидом, реализуемый в определенных материальных формах. Отталкиваясь от данного определения, можно сосредоточившись на посмертном обращении, разделить его на три стадии: предваряющая, последующая, завершающая. В результате захоронения, а значит, в том числе и посмертного обращения, возникает погребальный комплекс. Погребальный комплекс состоит из двух постоянных составляющих: 1) погребальное сооружение и 2) останки погребенного и двух переменных: 3) посмертный инвентарь и 4) дополнительная структура. Стоит отметить, что в своем исследовании мы пользовались теоретическими разработками Ю.А. Смирнова.

Исходя из этого, мы и рассмотрели в своей работе весь комплекс посмертного обращения в Бохае.

Судя по всему, процесс посмертных действий с телом у бохайцев был, прежде всего, ориентирован на его уничтожение, а не на его сохранение. Важным этапом обряда было выставление тела, которое применялось лишь в целях полного освобождения костей скелета от мягких тканей (экскарнации), либо тело вообще не выставлялось, а сразу помещалось в могилу и, таким образом, происходило его сокрытие. Следует отметить, что, конечно, в процессе посмертного обращения трупоуничтожение и трупосохранение могут в какой-то степени перемешиваться. Но, на наш взгляд, те данные, что мы имеем на сегодняшний момент о бохайском погребальном обряде позволяют говорить именно о преобладании трупоуничтожения.

Кратко процесс посмертного обращения можно представить следующим образом:

1) трупоуничтожение посредством выставления на воздухе до полного освобождения костей скелета от мягких тканей (экскарнации), после выставления останки могли подвергаться воздействию огня. Иначе могло происходить сокрытие тела без предварительного выставления и других существенных обрядовых действий деструктивного характера;

2) создание погребального сооружения и помещение в него либо более менее целого тела умершего сразу после смерти (через короткий промежуток времени с момента смерти), либо останков умершего после длительного выставления;

3. в некоторых случаях разведение огня на могиле, оставление пищи умершему.

Кроме того, особо нужно отметить, что у бохайцев существовали многоактные тройные и коллективные захоронения, и в этом случае посмертное обращение с умершими соответствовало схеме, описанной нами выше. Своеобразие заключается в количестве умерших, помещенных в одну могилу. На данном этапе исследования, считаем возможным характеризовать тройные и коллективные захоронения как семейные.

По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Анализ имеющейся литературы показал, что в бохаеведении пока не создано работающих классификационных схем, которые охватывали бы все возможные признаки бохайских погребальных сооружений. Дело в том, что в основном классификации, создавались исследователями для решения конкретных задач своего исследования и на достаточно ограниченном материале, т.е. исследователи зачастую ограничивались определенными памятниками не пытаясь охватить весь массив источников. С одной стороны это логично, т.к. задача охватить все возможные памятники, могла не входить в задачи исследователя. Но с другой стороны имея классификацию, охватывающую весь возможный материал, можно было бы выяснить распространенность тех или иных типов на всех памятниках, и, имея такую информацию, можно было прийти к выводам, которые расширили наше представление о бохайском погребальном обряде.

Понимая ограниченность наших возможностей, на данном этапе мы пока не ставили задачу создания такой классификации, т.к. мы не могли гарантировать абсолютный охват памятников (основные материалы по бохайским могильникам переведены на корейский язык, но далеко не все). однако, надеемся, что в результате мы максимально приблизились к её созданию. В нашей работе мы исходили из того, что при создании классификации необходимо учитывать все известных по публикациям бохайские могилы, изучением которых занимаются российские, китайские и корейские археологи, требуется фиксировать все возможные отличительные признаки, выдерживать строгую иерархичность в определении того, какой критерий следует считать более весомым.

Только в таком случае можно будет получить типологию, которая позволит выявить не только локальные, но и возможные хронологические особенности погребальных сооружениях бохайцев.

Погребальный обряд бохайцев на каждом этапе существования государства был явлением сложным. С конца VII в. – начала VIII в. и до начала IX в. на бохайских могильниках встречались могилы с останками, захороненными после предварительного выставления, в некоторых случаях их затем подвергали воздействию огня, также встречались могилы с останками умерших сразу, без выставления, помещенных в могилу. Феномен тройных и коллективных многоактных захоронений прослеживается во все время существования Бохая. Тоже касается и погребальных сооружений. Грунтовые и каменные сооружения сосуществовали независимо от того, какой этап существования государства Бохай взять для рассмотрения. Исключение составляют могилы с кирпичными погребальными сооружениями они возникают, видимо, ближе к концу VIII в. Можно говорить, что они могли использоваться вплоть до конца Бохая, однако их количество не велико, для составления более точного суждения. Некоторые изменения происходили и в наборе погребального инвентаря, во всяком случае, той его части, что касается керамических сосудов. Однако, так называемые мохэские сосуды, встречаются и в могилах, датируемых поздним Бохаем. Можно сказать, что в определенные моменты существования Бохая могли преобладать те или иные способы посмертного обращения с умершим, погребальные сооружения, погребальный инвентарь, но вариативность их существенно не менялась.

Опираясь на доступные письменные, эпиграфические и археологические источники, мы пришли к выводу, что в бохайском погребальном обряде преобладала тенденция к трупоуничтожению. Кроме того, мы выработали общую схему посмертного обращения. Благодаря анализу эпитафий с могильных стел принцесс Чжэнь Сяо и Чжэнь Хуэй нам удалось выяснить некоторые детали посмертного обращения у бохайской знати, недоступные методам археологии.

Дополнительные некрологические структуры отчетливо фиксируется лишь на могилах знати. Могильные пагоды и другие сооружения, в том числе буддийские храмы, на территории, прилегающей к погребальному сооружению, свидетельствуют о том, что последующие обрядовые действия могли носить регулярный характер, например, моления или жертвоприношения в определенное время.

На наш взгляд, проделанная работа позволит обратить внимание российских исследователей на бохайские погребальные памятники вне территории нашей страны, расширит исследовательскую базу для решения актуальных проблем бохаеведения. Разумеется, учитывая выявленные нами в ходе исследования новые проблемы, а также результаты сегодняшнего обсуждения мы рассчитываем продолжить работу в будущем.